Штурмовая винтовка FA-MAS
airsoft-версия

FA-MAS SV
FA-MAS SV с оптическим прицелом GAMO 4*36 и сошками от FA-MAS F1

Общие сведения


    FA-MAS - французская штурмовая винтовка, принятая на вооружение в середине 70х годов прошлого века. ТТХ и особенности реального прототипа её в данной статье не рассматриваются. В airsoft-версии является первой японской моделью ЭПО, сконструированной на основе GearBox Type 1, аккумуляторов large-type и скомпонована (как и реальный прототип) по схеме bull-pup. За счёт этого FA-MAS имеет один из самых длинных внутренних стволиков среди ЭПО (448мм) при относительно небольшой длинне всего автомата (757мм). Корпус практически полностью сделан из пластика (за исключением внешнего стволика, "косметического" рычага взвода затвора и спускового крючка в версии SV, и скобы вокруг спускового крючка и сошек дополнительно в версии F1). Ранние версии FA-MAS-а выпускались без хоп-апа.
    Различия между версиями F1 и SV в airsoft исполнении заключатся в:
F1SV
Скоба вокруг спускового крючка маленькая, металлическая. Для стрельбы в перчатках поворачивается "наружу" на винте, крепящем её к цевью. Скоба вокруг спускового крючка идёт от низа рукоятки a-la AUG
Ложе имеет больше углублений для пальцев и скругляется спереди. Ложе имеет меньше углублений для пальцев и спереди имеет выступ вниз.
Крепление для гранатного прицела наличествует Крепление для гранатного прицела отсутствует.
Сошки наличествуют, ремень спереди крепится с помощью петли за специальные Т-образные выступы на оси сошек. Сошки отсутствуют, ремень спереди и сзади крепится на обычные антабки.
Внешний стволик имеет кольцевую насечку и передвигающееся кольцо для крепления гранаты. Внешний стволик гладкий.
Пластик корпуса чёрный (не всегда). Пластик корпуса тёмно-серый (не всегда).

Возможности тюнинга


FA-MAS SV     Возможности тюнинга на первый взгляд представляются достаточно бедными, однако это мнение в целом ошибочно. Благодаря чрезвычайно толстым стенкам GearBox оказывается возможным установка достаточно мощной пружины. Слабый мотор EG560, которым укомплектован этот GearBox, действительно не способен взводить пружины большой мощности, но для этого в продаже существует набор шестерён Systema High Torque-Up for GearBox Type 1. Таким образом в FA-MAS без проблем устанавливаются пружины до 440fps (145м/с). Также можно поставить цилиндр и голову от Guarder (есть специальные для FA-MAS, продаются также в виде набора вместе с поршнем и пружиной М120). Вообще, поршни подходят стандартные, от АК или М16, так что можно смело ставить любые соответствующие поршни от Systema или Guarder. Не вызывает сомнений и возможность установки более мощных чем M140 пружин, но именно такая модификация наблюдалась в течение более чем одного года, и именно такая считается "максимальным тюнингом" в магазине "RedWolf airsoft".
    При использовании мощных пружин встаёт вопрос об аккумуляторе, поскольку штатные 8.4В не обеспечивают желаемой скорострельности (хотя исходная скорострельность у моторчика EG560 весьма неплоха, около 1000 выстр./мин.). Здесь любителя тюнинга ждёт первая проблема: аккумуляторный отсек FA-MAS-а рассчитан исключительно на large-type, и лишние 5мм длинны аккумулятора являются критичными. Спиливать там нечего, поэтому выходов только 3:
  1. Продолжать использовать аккумуляторы на 8.4В.
  2. Бегать с аккумулятором, примотанным где-то снаружи (и нарушать отличный баланс и внешний вид этого оружия).
  3. Искать аккумуляторы на других "банках". Они в природе имеются.
    Если выбрать п.1 - проявляется следующая проблема: при сильных пружинах и слабых аккумуляторах у FA-MAS-а начинают киснуть контакты на переводчике режима огня, что ведёт к отказу стрелять вообще в самый неподходящий момент. Это временно лечится откручиванием двух шурупчиков и зачисткой контактов, но всё же рекомендуется озаботиться изготовлением контактов из более подходящих металлов, чем латунь. Проблема закисания контактов также имеет место и при более высоковольтных аккумуляторах, но в гораздо меньшей степени.
    Возможности установки более мощного моторчика ограничены нестандартными размерами штатного EG560. Долгое время существовало подозрение, что можно установить моторчик Systema Short Torque-Up. Однако, оказалось, что для этого придётся пилить гирбокс, нарушая тем самым его прочностные характеристики. Очевидно, что в этом случае разумнее обратиться за помощью к авиамоделистам или другим людям, способным изготовить "кастомный" моторчик в типоразмер EG560.
    Естественно, можно поставить тонкий стволик. При этом, после небольшой расточки пламягасителя устанавливается даже стволик для AUG, который имеет в длинну целых 510мм.
    Внешний тюнинг практически ограничен возможностью установки в прицельную планку "рельсы" от Tokyo Marui для оптических или коллиматорных прицелов. КМ делают адаптер с резьбой 14мм (по часовой). Следовательно - можно ставить глушитель, а так же всё, что можно навернуть на 14мм. (Есть информация, что КМ делают внешний стволик, но пока такие стволики нигде не встречались). Существуют так же "рельсы" от MFI, привинчивающиеся в любом месте - для установки фонарей, ЛЦУ, рукояток и т.п. Так же Tokyo Marui проиводит очень мелкими партиями крепление для тактического фонаря/ЛЦУ на внешний стволик. Metal body для FA-MAS-а пока не замечен. Впрочем, поскольку простотип тоже имеет пластмассовый корпус - оно и не очень нужно.
    Магазины для FA-MAS-а имеют уникальный профиль и потому не взаимозаменимы с какими-либо магазинами. Существует возможность не слишком сложной ручной доработки приёмника, которая позволяет использовать тоже несколько доработанные магазины для M4/M16. Однако, такая доработка не рекомендуется как минимум новичкам, поскольку требует делать очень точные пропилы. Другой вариант доработки требует установки новой защёлки для фиксации магазина, которая затрудняет его экстракцию правой рукой, более трудоёмка, но зато не требует доработки собственно магазинов. После любой из подобных доработок использование "штатных" магазинов не столь надёжно - могут вываливаться.

Проблемы конструкции и т.п.


FA-MAS SV     В базовой комплектации проблем практически не замечено за исключением четырёх:
  1. Достаточно легко даёт трещину переводчик режима огня. Лечится каплей клея.
  2. Модель F1 имеет не слишком удачное крепление ремня спереди, ремень достаточно легко слетает. Лечится ручным изготовлением специальных креплений на ремне, либо сверлением штатных креплений и установка в них сплюснутых колец на манер антабок.
  3. В режиме одиночного огня GearBox иногда заклинивает. Лечится нажатием на специальный рычажок, выступающий из корпуса рядом с переводчиком режима огня, либо переключением на автоматический огонь, несколькими выстрелами, и переключением обратно на одиночный.
  4. Некоторые экземпляры слегка поскрипывают. На этот счёт рекомендации такие:
    "Локализовать источники скрипа достаточно легко. Вот они:
    1. Цевьё (в тех местах, где оно внутренней частью примыкает к ресиверу)
    2. Место внутри пистолетной рукоятки (там, где она одевается на выступ ресивера)
    3. Винты в районе магазинной шахты.
    Как я с этим боролся? Винты - затянул. Цевьё - оклеил изнутри малярным скотчем. (Буржуины подклеивают чёрную изоленту, некоторые предлагают намазать парафином) Ручка - вот здесь, пожалуй, самое сложное (две половинки корпуса ресивера представляют собой выступ, на который одевается рукоять, и всё скрипит) пролил термоклеем (без фанатизма, что бы при случае можно было разобрать) правда в этом месте иногда всё равно поскрипывает, особенно если весь вес пушки приходится на ручку, но это уже не фатально. В процессе написания статьи решилась и эта проблема (осенило). Под болт, фиксирующий рукоятку, был подложен "бутерброд" из металлической и резиновой шайб. Скрип прекратился!" (MrMonster, Иркутск).
    Проблемы тюнингованной версии описаны в разделе "Возможности тюнинга".

Заключение.


    Благодаря компоновке bull-pup FA-MAS обладает большой мобильностью при весьма длинном стволе, что делает его универсальным оружием для столкновений на любых дистанциях. Приятно также, что это одна из немногих образцов штурмовых винтовок, которая даже в варианте огнестрельного оружия позволяет вести огонь с левого плеча и потому весьма удобна для "левшей". Однако, из-за компоновки же, смена магазина оказывается удобной не для всех. Тем не менее, возможно, более удобной, нежели чем у винтовок Steyer AUG. Уникальность магазинов не позволяет быстро обмениваться ими во время боя с обладателями более распространённых моделей ЭПО, однако в этом FA-MAS далеко не единственен. Механизм его показал себя весьма надёжным и неприхотливым. Тюнинг FA-MAS-а возможен, хотя и несколько осложнён редкостью деталей и ограничен небольшим их выбором. В целом это удобный, надёжный, оригинально выглядящий автомат, единственным более-менее серьёзным недостатком которого является его "пластмассовый" вид.

FA-MAS SV
    При написании статьи использовался обзор MrMonster (http://strikeball.itour.be), дискуссии на http://www.airsoftgun.ru и личный опыт.

 

9-12 January, 2005